?

Log in

No account? Create an account

uldemir1


Ульдемир Первый: накануне ядерной войны


Previous Entry Share Next Entry
Свежий взгляд на "Солярис" Тарковского
uldemir1
Я всегда знал про себя, что невнимателен к деталям, но не подозревал, что слеп и глуп до такой степени...

"Солярис" Тарковского я смотрел, кажется, миллион раз. В кино, в том числе, ещё при советах. И вот, поздравьте меня: уж сколько раз я смотрел этот фильм, а никогда не обращал внимания на некоторые мелкие, но, как оказалось,- существенные детали.

1. На полках библиотеки станции "Солярис" стоят гипсовый бюст Эсхила и фарфоровая ваза, очень похожие на те, что были в доме отца Криса. Не в точности такие же, но очень, очень похожие. Это кажется странным: бюст и ваза на станции по форме и размеру ничем не отличаются от тех, что стояли в доме, но...только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении выясняется, что бюст находящийся на станции отлит...более грубо что-ли, а ваза - не совсем той же формы и рисунок на ней несколько другой. Оба предмета в библиотеке "Соляриса" напоминают "грубоватую проекцию" домашних (вспомните платье Хари). Кроме того, с "библиотечной" вазой происходят совсем уж таинственные метаморфозы. При смене кадра она то появляется, то исчезает.

tar1

Ну оки, допустим, Художник может себе позволить быть небрежным в оформлении деталей бэкграунда, в особенности - при ограненном реквизите. Однако странности с предметами на этом не заканчиваются: Тарковский выкладывает свой основной козырь, при этом он выкладывает его, что называется, "зрителю прямо под нос" (как я раньше не обратил внимания - до сих пор понять не могу).


2. В библиотеке станции "Солярис" на столе в какой-то момент появляется (если уж быть совсем точным, её вытаскивает из-под книжной стопки Снаут) открытая книга Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" с иллюстрацией Гюстава Доре "Дон Кихот и Санчо Панса выезжают". Надо ли добавлять, что ровно эту же книгу, открытую на этой же странице, Тарковский раньше показывал нам в доме отца Криса? И опять же разница в деталях: страницы книги на станции переложены засушенной розой, на той, что осталась дома - горсть земли и ключи. Я не художник и не искусствовед, но мне думается, что роза символизирует "вечную память", а земля и ключи от оставленного навсегда дома - разлуку, ностальгию.

tar2

Однако бог с ними, с метафорами, обратимся к тому, что называется "научной фантастикой". Принимая во внимание события фильма, может ли быть простым совпадением то, что в библиотеке станции "Солярис" находятся предметы, очень, очень похожие на те, что были в доме отца Криса? Может ли быть простым совпадением то, что Снаут передал для чтения Крису точно ту же книгу, что была в доме его отца, причём открытую точно на той же странице?

Вы все помните, как заканчивается фильм: Океан построил "грубоватую проекцию" дома Криса, воссоздал отца Криса, а может быть - и самого Криса, по крайней мере, последнее не исключается.

А что со станцией? Принимая во внимание всё изложенное выше, можем ли мы допустить, что станция, со всеми её пассажирами, была точно такой же "грубоватой проекцией", извлечённой Океаном из сознания Криса и воссозданной во плоти? Ведь перед тем, как прилететь на станцию, Крис, как всякий путешественник, разумеется ознакомился в общих чертах её с планами и интерьерами, он прекрасно "знал" Снаута и Сарториуса "по фотографиям", а с Гибаряном он был знаком лично. Внешний облик "Солярис" и её обитателей был запечатлён в памяти Криса задолго до его прилёта и Океан мог без особых усилий воссоздать всё это, по крайне мере, он мог создать станцию и Гостей такими, какими их запомнил и представлял себе Крис. Был ли Крис на станции настоящим Крисом, в конце концов? Нам трудно заподозрить Снаута в том, что он - Гость, копия человека, из-за его вечно обожжённого лица и перевязанных рук. Снаут не регенерирует. Как и Крис. На Криса, Снаута и Сарториуса не действует прибор, аннигилирующий Гостей. Тем более странным кажется то, что Снаут-человек привычно, без видимых усилий памяти, извлекает книгу из книжного завала (очевидно, что Снаут обращался к этой книге множество раз, он разобрал её на цитаты, он прекрасно знает, на каком месте она лежит) и затем, словно по какому-то волшебству, подаёт книгу Крису открытой на той самой странице...

В общем, если раньше я был твёрдо уверен, что Крис, Снаут и Сарториус на станции - люди, а Хари и другие Гости - порождения Океана, то после всего этого я вконец запутался и теперь положительно не понимаю, кто есть кто. Вероятно, придётся посмотреть этот фильм ещё миллион раз, чтобы хоть как-то разобраться...

Под занавес добавлю, что конечно я бы никогда не заметил всего этого, если бы не добрые люди с канала Mosfilm-AudioDescription, которые буквально ткнули меня носом в то, что положил под него Тарковский. Там у них и "Сталкер" есть, да вот теперь боюсь смотреть. Мало ли, что там может быть внутри...